Помогаем в учебе
Когда заканчивается четверть, каждый родитель спрашивает ребенка: «Как оценки?» Иногда, услышав ответ, сетует: «Могли бы быть и лучше».
Мы позволим себе задать вопрос самим родителям: «А что вы, уважаемые мамы и папы, сделали для того, чтобы они были лучше?» Уверяем вас, что некоторые затруднятся ответить. Конечно, взрослые очень заняты: и работа, и домашние дела – иной раз просто нет времени проверить уроки.
Но мы дадим вам один совет: найдите в течение учебного года буквально 2-3 недели, когда вы сможете по вечерам контролировать своего ребенка. Желательно сделать это в сентябре. Проследите: что задано, с чем ваш ребенок справляется, что вызывает у него трудности. Обратите внимание и на то, как организован им «учебный труд»: в порядке ли его учебники, тетради, дневник. Все ли он записывает, все ли выполняет.
Научите ребенка делать домашние задания. Что это значит? Это значит, что он должен уметь выполнять задание от начала до конца. Если сказано «пересказать» – пусть несколько раз перескажет текст дома; выучить наизусть – пусть выучит наизусть дословно, не пропуская слова и не заменяя их синонимами. Письменные работы должны быть аккуратными, грамотными. Посидите с ребенком над домашними заданиями – и вы сразу заметите: оценки в школе станут лучше!
«Это невозможно. То есть невозможно сидеть с ребенком постоянно и делать с ним все домашние задания», – скажут многие родители. Все верно. Но вам и не надо будет сидеть с ребенком постоянно: нужно помочь ему «взять старт» – просто научить его «трудиться». Когда он привыкнет все делать досконально, его уже не нужно будет контролировать: ему и самому будет стыдно получать плохие оценки!
Бывает, что детям по каким-то предметам программа дается особенно сложно. Что делать? Махнуть рукой и смириться с его «двойками» или все-таки попытаться как-то исправить ситуацию, обратившись за помощью к репетиторам? Это должны решить родители. А для этого стоит иной раз поставить себя на место ребенка: представьте, какой дискомфорт испытывает он, когда его одноклассники успешно отвечают, выполняют задание, решают, а он ничего не понимает. Может быть, и не стоит жалеть денег ради того, чтобы ваш ученик не чувствовал себя хуже других? Систематические занятия всегда дают результат – «отличником» ребенок может и не стать, но, по крайней мере, начнет понимать предмет.
Нередко можно услышать, как родители жалуются на учителей: плохо объясняют материал, занижают оценки. Все может быть. И все-таки, прежде чем судить педагога, сходите в школу, побеседуйте с ним лично, узнайте, почему у вашего ребенка такая оценка, что мешает ему учиться лучше. Возможно, вы услышите что-то не очень приятное для себя, например, учитель скажет вам, что ваш «ученик» не всегда внимателен на уроке или часто забывает учебник, тетрадь, отказывается отвечать у доски. Допустим, вы не верите учителю: вам кажется, что ваш сын или дочь не могут не работать на уроке – во всяком случае, они в этом не признаются дома. Хотите узнать правду? Попросите пару тетрадей у одноклассников своего ребенка; посмотрите, отличается ли объем работ за один урок у вашего ребенка и, например, у «отличника».
Постоянно интересуйтесь школьными делами своего ребенка, будьте в курсе всех его дел. Обращайте также внимание и на то, как складываются его отношения с одноклассниками: чем комфортнее ученик чувствует себя в классном коллективе, тем больше шансов у него учиться хорошо. Негативные ситуации, враждебные отношения со сверстниками также могут стать причиной плохой успеваемости: ребенку будет просто не до уроков!
Часто ученик плохо учится не потому, что ему не хватает способностей, а потому, что ему вовремя не оказали помощь родители. Не допускайте таких ошибок в воспитании: помогайте своему ребенку постигать азы наук!